Сумудрагупта избрал Чандрагупту среди многих своих сыновей как наиболее достойного преемника. Из известных дат его царствования самая ранняя—380 год н. э., а самая поздняя— 412—413 годы н. э. Некоторые ученые считают, что после Самудрагупты и до Чандрагупты правил Рамагупта, старший брат Чандрагупты. Это мнение основано на данных более поздних литературных произведений, ноне находит никакого подтверждения в надписях и монетах Гуптов. Чандрагупта унаследовал обширную империю. Он укрепил ее брачными союзами с Нагами и Вакатаками и расширил завоеванием Западной Индии. Он женился на принцессе из дома Нага и выдал одну из своих дочерей замуж за правителя из династии Вакатака Рудрасену II. Союз с правителем Вакатака был, возможно, ему очень полезен в его походе против саков из Западной Индии, так как «страна вакатакского махараджи занимала такое географическое положение, которое могло существенно помочь или, напротив, помешать северному завоевателю владений сакских сатрапов в Гуджарате и Сараштре». Нумизматические данные показывают, что покорение саков произошло в конце IV и начале V века н. э. Империя Гупта была к этому времени рас ширена до берегов Аравийского моря. Порты западного побережья с их ожив ленной торговлей способствовали развитию торговых связей этой империи. Чандрагупта был ревностным вишнуитом, но он охотно покровительствовал людям другого вероисповедования. Одним из его главных министров был шиваит, а его крупнейшим военачальником, повидимому, был буддист. |
|
Чандрагупту обычно отождествляют с великим царем Викрамадитьей из индийских преданий, которому приписывают победу над саками и украшением двора которого служили знаменитые «девять жемчужин» (наваратна), включая Калидасу. Победа Чандрагупты над Саками—достоверный исторический факт. Возможно, что великий поэт Калидаса пользовался его покровительством, хотя точно известно, что некоторые из лиц, включенных в число «девяти жемчужин», не были его современниками. В санскритской литературе Викрамадитья представляется правителем Паталипутры, а также Удджайна и других городов. Па-талипутра была столицей Чандрагупты, и, невидимому, в связи со свержением господства Саков в Западной Индии Викрамадитья устроил резиденцию в Мальве—сначала в Видише, а затем в Удджайне. Предание связывает Викрамадитыо с эрой Викрама, по которой счет ведется с 58 года до н. э. Чандрагупту никоим образом нельзя рассматривать как установителя этой эры; возможно, что установление связи между именем ^Викрама и этой эрой относится к более позднему времени. |
|
Знаменитый китайский паломник Фа Сянь посетил Индию как раз во время правления Чандрагупты II. Его путь лежал через пустыню Гоби и горные районы Хотана, Памирское плато, Сват и Гандхару. В Индии он посетил Пешавар, Матхуру, Канаудж, Саравасти, Бенарес, Капилавасту, Куши-нагару, Вайшали, Паталипутру и некоторые другие места. Его главной целью были поиски буддийских рукописей и реликвий, поэтому он отдавал предпочтение местам, священным для буддистов. В знаменитом морском порту Тамралип-ти (Тамлук, округ Миднапур в Западной Бепгалии) ои сел на корабль, отправлявшийся на Цейлон и Яву, через которые лежал его обратный путь на родину. Его путевые заметки охватывают период 399—414 годов н. э. Фа Сянь не упоминает имени Чандрагупты Викрамадитья, но приводит много интересных подробностей о положении в стране. Он провел три года в Паталипутре и изучал там санскрит. Он нашел в городе два крупных буддийских монастыря, которые привлекали ученых из всех частей Индии и служили крупными центрами изучения хинаяны и махаяны. Развалины великолепного дворца Ашоки вызвали его изумление. Строение, говорит он, было «все сделано духами, которых призвал Ашока». Жители были богаты, деятельны и соперничали друг с другом в деле благотворительности и справедливости. Главы семей вайшья учреждали дома для распределения милостыни и лекарств. В Паталипутре была замечательная больница, где нуждающиеся пациенты получали бесплатно пищу и лекарства. В крупных городах и на проезжих дорогах имелись странноприимные дома. В Мадхьядеше (в долине Верхнего Ганга) все, за исключением чандалов, были вегетарианцами и следовали принципу акимса. Фа Сянь говорит: «Население многочисленно и счастливо; им не надо регистрировать свои дома, слушаться каких-либо чиновников или соблюдать установленные ими правила; только те, кто обрабатывает государственную землю, должны отдавать часть того, что они получают от нее. Если они хотят уйти, они уходят, если они хотят остаться, они остаются. Правитель управляет, не прибегая ни к обезглавливанию, ни к телесным наказаниям. Преступники просто подвергаются штрафу—легкому или тяжелому, в зависимости от обстоятельств. Только в случаях повторных попыток восстания им отрубают правую руку. Все телохранители и приближенные правителя получают жалованье». Этот отрывок проливает свет на систему управления при Чандрагупте Викрамадитья, хотя трудно сказать, в какой мере картина, нарисованная паломником, идеализирована или реальна. Фа Сяня, естественно, больше всего интересовал буддизм. Его описание показывает, что это вероисповедание процветало в Пенджабе и Бенгалии и распространялось в Матхуре. В Мадхьядеше, однако, буддизм вовсе не был популярен, там преобладал брахманизм. Там не было религиозного преследования и отношения между последователями индуизма и буддизма были сердечными. |
|
Преемником Чандрагупты II был его сын Кумарагупта I; известные нам даты, связанные с его правлением, охватывают период 414—455 годов н. э. Очень мало известно о его политической деятельности, однако нумизматические и эпиграфические данные показывают, что мощь, единство и престиж империи оставались непоколебленными в период его правления. Подобно Самудрагупте, он совершил жертвоприношение ашва-медха, но мы не знаем, ознаменовало ли оно новые завоевания. К концу его правления могуществу Гупта серьезно угрожали враждебные действия пушьямитров, племени, которое, повидимому, жило в долине Нарбады. Пошатнувшееся положение правившей династии было восстановлено сыном Кумарагупты, Скандагуптой. |
|
Скандагупта—последний крупный правитель из династии Гупта—правил в течение короткого периода (примерно в 435— 467 гг. н. э.). Он, вероятно, вступил на трон в то время, когда война спушьями-трами еще продолжалась. Его победа над пушьямитрами спасла империю Гупта, однако в ее пределы вторглись гунны, которые проникли в Западную и Центральную Индию вскоре после вступления Скандагупты на трон. Ему удалось нанести поражение гуннам и поддержать единство империи. Упадок империи начался вскоре после его смерти. Скандагупта исповедовал вишнуизм, но подобно своим предшественникам придерживался политики веротерпимости. |
|
|